“В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат,” - так начинает Булгаков 2 главу романа "Мастер и Маргарита". В романе Пилат олицетворяет собой власть, но в столкновении с бродячим философом Иешуа эта власть проигрывает, потому что боится. Не за жизнь свою , а за карьеру, за власть. Трусость – вот его главный порок.
Прокуратор осознает, что совершил предательство и пытается оправдаться перед собой, обманывая себя в том, что его действия были правильными и единственно возможными. Но, утвердив смертный приговор Иешуа, обрекает себя на «страшные, злые боли», от которых «нет средства, кроме смерти». Автор наказывает своего героя: «около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна…его терзает бессонница». Только ночью, когда луна опускает к нему дорожку света и прокуратор идет по ней в сопровождении своего любимого пса Банга и философа, живого и невредимого, муки совести отступают от него.
Все же Михаил Булгаков предоставляет возможность Пилату освободиться и исправить свою ошибку. Жизнь началась тогда, когда Мастер «сложил руки рупором» и прокричал долгожданные слова:
Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
После долгих мучений и страданий Понтий Пилат был прощен.
Конечно, образ Пилата в романе М. Булгакова весьма противоречив. Как противоречива и сама фигура Понтия Пилата, реального правителя Иудеи. Вероятно, именно поэтому этот образ нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Прокуратор Иудеи» А. Франса, «Евангелие от Пилата» Э.-Э. Шмитта), музыке (например, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Э. Л. Уэбберa или песня группы "Ария" «Кровь за кровь») и в изобразительном искусстве (напр., «Христос перед Пилатом» Рембрандта, «Что есть истина?» Н. Н. Ге).
Подумайте: какие грани образа Пилата раскрывает Анатоль Франс в своей новелле "Прокуратор Иудеи"? Сравните этот образ с Пилатом из "Мастера и Маргариты".
Прокуратор осознает, что совершил предательство и пытается оправдаться перед собой, обманывая себя в том, что его действия были правильными и единственно возможными. Но, утвердив смертный приговор Иешуа, обрекает себя на «страшные, злые боли», от которых «нет средства, кроме смерти». Автор наказывает своего героя: «около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна…его терзает бессонница». Только ночью, когда луна опускает к нему дорожку света и прокуратор идет по ней в сопровождении своего любимого пса Банга и философа, живого и невредимого, муки совести отступают от него.
Все же Михаил Булгаков предоставляет возможность Пилату освободиться и исправить свою ошибку. Жизнь началась тогда, когда Мастер «сложил руки рупором» и прокричал долгожданные слова:
Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
После долгих мучений и страданий Понтий Пилат был прощен.
Конечно, образ Пилата в романе М. Булгакова весьма противоречив. Как противоречива и сама фигура Понтия Пилата, реального правителя Иудеи. Вероятно, именно поэтому этот образ нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Прокуратор Иудеи» А. Франса, «Евангелие от Пилата» Э.-Э. Шмитта), музыке (например, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Э. Л. Уэбберa или песня группы "Ария" «Кровь за кровь») и в изобразительном искусстве (напр., «Христос перед Пилатом» Рембрандта, «Что есть истина?» Н. Н. Ге).
Подумайте: какие грани образа Пилата раскрывает Анатоль Франс в своей новелле "Прокуратор Иудеи"? Сравните этот образ с Пилатом из "Мастера и Маргариты".
Комментариев нет:
Отправить комментарий