25 апреля 2011 г.

Финальная сцена "Ревизора".

В развязке комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" письмо Хлестакова разрушает все планы городничего. Гости, которые еще несколько минут назад пресмыкались и лицемерили перед Сквозник-Дмухановским, теперь злорадствуют.  Городничий посрамлен, но только он, пожалуй, перестает быть лицом комическим, потому что понимает, что смешон: "Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх, вы!..". Но и это еще не финал. Чиновников города ожидает еще одно потрясение: приезд настоящего ревизора. Слова жандарма повергают всех в оцепенение. Гоголь создает немую сцену, в которой перед нами предстают уже не живые люди, а маски, выражение лиц и позы которых показывают нам сущность характеров каждого из персонажей.

 - Проанализируйте развернутую ремарку Гоголя: какую позу принял каждый из персонажей, каково выражение его лица? 
- Как вы думаете, почему Гоголь заставил застыть каждый персонаж именно в этой позе, как она передает чувства и характер героя?

Сам Н.В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». То есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии. В.Г. Белинский говорил об ограниченности немой сцены, но большинство критиков согласны все же с автором. Так, В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». Особая точка зрения у М. Храпченко: он видел в немой сцене внешнюю развязку, а подлинную развязку – в словах Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»
Но, пожалуй, самую интересную точку зрения высказал Ю. Манн. Он считал, что немая сцена – это завершающий аккорд произведения, в ней переживания героев получают пластическое выражение, как бы обобщая события человеческой жизни. В результате данный Гоголем намек на торжество справедливости усиливает ощущение тревоги, страха.

- С какой из точек зрения вы согласитесь? Почему?

Как известно, пьеса "Ревизор" изначально предназначалась для постановки на сцене. Сравните различные варианты финалов в театральных и кинопостановках.Для анализа выберите 3 - 4 постановки.

- В чем вы видите режиссерский замысел? Как он соотносится с замыслом Н. Гоголя? 
- Как решена немая сцена в постановке? Насколько режиссер отдалился от авторского замысла? Какую мысль вкладывает в новую трактовку этой сцены? 
- Что дает отсутствие немой сцены в некоторых постановках? С чем это связано? Насколько оправдано?

2 комментария:

  1. Ир, а ты это для профгимнастики делаешь или для реальных пионеров?

    ОтветитьУдалить
  2. Хороший вопрос :)
    Во-первых, появилась идея - скинула, чтобы не забыть. Пока время свободное образовалось.
    Во-вторых, есть у меня сейчас пара пионеров, с которыми вне стен школы занимаюсь, только тут проблема - они ну никак не соблазняются в блоге отписываться...
    В-третьих, готова с коллегами поделиться.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...