Видеофрагменты из экранизаций художественных произведений на уроках литературы не редкость. Это и иллюстративный материал, и способ привлечения школьников к проблеме, звучащей в тексте, и способ анализа текста, и прием сопоставления авторского текста с его интерпретацией (видеоматериалом).
В этом году, читая с пятиклассниками рассказ И.С. Тургенева «Муму», дала ребятам возможность выбрать форму итоговой работы. Было три варианта: традиционное сочинение (где предполагалось раскрытие образа Герасима), тестовая работа с частью С (развернутый ответ на один из проблемных вопросов) и сопоставление авторского текста с его интерпретацией — мультфильмом 1987 года (режиссер Валентин Караваев).
Признаться, думала, что большинство выберет тестовую форму — несомненно, поставить крестики-галочки напротив выбранного из 4-х вариантов ответа для многих проще, чем писать полноценное сочинение. Однако ребята как-то равномерно распределились между формами работы (кстати, тестовую форму чаще выбирали дети, способные на бОльшее — увы).
Не буду останавливаться на сочинении и на тесте. А вот о третьей форме работы немного расскажу.
Я довольно часто работаю на уроках с видеофрагментами. Так что уже образовался круг стандартных вопросов, которые (с небольшими поправками и дополнениями в зависимости от материала и цели использования фрагмента х/ф или м/ф) можно использовать для сопоставления видеоинтерпретации и художественного текста (или его части).
В этот раз ребятам было предложено составить связный текст, опираясь на следующие вопросы:
- Удалось ли режиссеру передать замысел автора (насколько м/ф похож на рассказ)?
- Что помогло ему это сделать (музыка, декорации, цветовое оформление)?
- Какими предстают герои в мультфильме? Как удалось передать их характеры?
- Что бы вы порекомендовали: прочесть книгу и посмотреть мультфильм, только прочесть книгу, только посмотреть мультфильм? ПОЧЕМУ?
Работы получились разные, но более живые, чем традиционные сочинения. Да и ребята потом спрашивали, будем ли мы еще работать таким образом. Что я им могла ответить? Конечно, да! :)
Вот несколько выдержек из детских работ (конечно, с сохранением авторского стиля и грамматики).
Комментариев нет:
Отправить комментарий