4 июля 2017 г.

Про ОГЭ, или Все, что вы не знали о драгоценных книгах, но боялись спросить...

Изображение отсюда
Каждый июнь для словесников — трудовая страда. ЕГЭ, ОГЭ... Русский, литература... Десятки и сотни проверенных работ, качественных и не очень (последнее преобладает)... Голова
крУгом... 

В этом году ОГЭ по русскому языку в Санкт-Петербурге сдавали почти 38 000 выпускников 9 классов. По собственным ощущениям и по разговорам коллег-экспертов, качество работ заметно улучшилось, да это и не удивительно: все-таки для девятиклассников сделано все, чтобы выпускник смог сдать этот экзамен. И это прежде всего Открытый банк заданий с аудиофайлами изложений, текстами для анализа и  тестовыми заданиями, из которых (и это не тайна или новость) формируются КИМы на экзамен. Кроме того, есть масса полезных ресурсов, помогающих проанализировать структуру, особенности сочинений, предлагающие готовые тренировочные тесты, пошагово объясняющие, как работать с той или иной темой (например, Решу ОГЭ). 

Но все же не все уделяют должное внимание подготовке, поэтому есть вещи, проходящие мимо. Чего не знают многие девятиклассники?

1. Нужно написать сжатое, а не подробное изложение, из исходного текста необходимо исключить второстепенную информацию, коей, например, являются имена собственные. 

В этом году в тексте изложения упоминались «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойля. Я уж не говорю, как склоняли фамилию писателя — это песня! У одних он превратился в Агату Кристи, а другие предлагали прочитать классическое произведение Бит Ховина. В общем, как хочешь — так и понимай :)

2. В тексте изложения три микротемы, что равно трем абзацам. Да, были работы в один абзац, в четыре абзаца, у особо осторожных каждое предложение начиналось с красной строки...

3. В задании 15 предлагается НА ВЫБОР три темы сочинения, о чем написано непосредственно перед самим заданием. Для чего писать все три? Чтобы эксперт выбрал то, что написано поприличнее? Так вот расстрою: эксперт проверяет первое по порядку сочинение. 


4. Задание 15.1. — сочинение на лингвистическую тему — стоит выбирать в том случае, если действительно понимаешь, о каком явлении идет речь, если можешь не только привести пример из текста, но и объяснить, какую функцию выполняет данное языковое явление в тексте. 

5. Задание 15.2. — сочинение, связанное с пониманием фрагмента текста — не пересказ или просто цитирование близких по идее предложений.

6. Задание 15.3. — сочинение, связанное с объяснением одного из 14 понятий — дружба, любовь, выбор... Здесь нужно не просто объяснить, как вы понимаете, что такое дружба (например), но и прокомментировать это понятие — тогда по первому критерию за сочинение вы сможете получить не один, а два балла. 

7. Задание 15 — это сочинение-рассуждение, то есть текст, построенный по определенным правилам, текст, имеющий тезис (что доказываем), аргументы, вывод. 

Ну и напоследок... В этом году и текст изложения, и темы сочинений были связаны с понятием «драгоценные книги». 

Драгоценные книги — это...

— ... то, что ты прочел и у тебя после прочтения, появляются те чувства, которые тебе не описать...
— ... книга... от которой ты что-то унаследовал...
— ... старые книги, в которых написаны важные слова...
— ... книги, оставленные нам после наших предков или писателей...
— ... книга — это не только источник знаний, но и наша речь, повадки, характер...
— ... книги, от которых ты никогда не сможешь избавиться... 
— ...книги, которые прошли через эпохи и альтернативны по сей день...

И «ввывод»: «... можно сказать, что надо читать книги, и тогда воображений и фантазий станет больше...»

И еще немножко перловки (орфография и пунктуация исходные):

— ...оно (чтение) развивает логическое размышление...
— ...многое я извлек из «Преступления и наказания» Достоевского. Нигде нет столь коротких, но точных высказываний о жизни.
— ...читая книги, станете умственно острее...
—... прочитая дэтэктив, будите соображать по инному     (воистину!)
—... в предложении говорится о волшебных умениях стихов Пушкина
— ... чтение помогает развивать устное мышление
— ... использует публицистические выражения литературного языка
— ... книга Пушкина драгоценна и необуздана...
— ... также выражается четкое и ясное мышление
— ... это была книга Толстого, которая дала мне уйму познаний и увеличила мой словарный запас и сделала мой ум четче и выносливее...
— ... полезно читать, потому что это оказывает давление на мышление...
— ... не у всех есть восхищенное стремление к чтению...
— ... им настолько впал в душу этот писатель...
— ... польза чтения книг развивает кругозор
— ... и при этом был очень успеваемым учеником...
— ... ребята брали фразы, повадки из его произведений...

И важное о сегодняшнем дне: «Некоторые люди даже, когда есть смартфоны, читают книги. Есть даже люди которые хранят книгу десятками лет, берегут ее чтобы не испортилась, не потерялась...».  Думается, что не все так плохо в Датском королевстве, а вы как считаете? :) 

7 комментариев:

  1. Ох, Ириша, и считала бы, что всё не так плохо, но у самой лежит энное количество листов с «перлами» после проверки, руки дойдут — разберу. Согласна, орфографических ошибок в этом году меньше, чем в прошлом, но с реченькой по-прежнему беда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, согласна, Лена. Сама знаешь, какой порой приходится подвиг совершить, чтоб продраться сквозь речь в поисках смысла.

      Я тут немного о другом — я о том, что, как бы там ни было, дети все ж признают значимость книг, все ж читают.

      Удалить
    2. Читают, не спорю. И чудесные работы тоже были.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина! Сколько времени проходит, пока дети поймут, что читать нужно. И не только то, что рекомендуется по школьной программе... Я читаю списки для чтения на лето и понимаю: поэтому дети и не читают. Как в 5 классе дети поймут Гомера "Илиаду"? Ну хоть на лето дайте читать то, что интересно! Простите, если эмоцианально... 30 лет работаю в школьной библиотеке и вижу, что год от года дети читают хуже...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Быть может, мне в последние годы везло на читающих детей. Конечно, есть те, кто не читает вовсе или со скрипом читает школьную программу. Но много тех, чей круг чтения выходит за рамки программы, и это здорово.

      Согласна с Вами по поводу списков на лето. Сама я редко (только в старших классах и объемные произведения) даю на лето программные тексты — чаще рекомендации по возрасту и никогда не против предпочтений ребенка.

      Удалить
  3. Одно дите из моего класса сильно хотело подавать апелляцию, набрав два балла за вторую часть. Из его рассуждений мы узнали небанальную многократно повторяемую истину, что люди читают, чтобы расширить свой словарный запас. Это главное. Попутно - потому что книга расслабляет. И, наконец, книга развивает человека ИЗ НУТРИ.
    Мы с учителем литературы пришли к выводу, что мы читаем, видимо, по каким-то другим, очень неправильным причинам))))
    PS. список чтения на лето моей будущей восьмикласснице выдали какой-то весьма странный... "Думы" Рылеева целиком - это как-то очень жестоко для самого холодного и дождливого лета, при всем моем уважении к Рылееву...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, «гениальных» мыслей было хоть отбавляй, и причин для чтения книг тоже)))
      А по поводу списков высказалась выше. А Ваш случай — это как раз тот, когда приличный ребенок, может, даже и прочтет летом, вряд ли что-то поняв, то, что ему предложили заранее изучить по программе, однако вряд ли ему захочется вернуться к этому на уроке (((

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...