11 июня 2014 г.

Экзаменационные будни, или Что таки хотел сказать автор....

Июнь — жаркая пора для выпускников и их учителей. Одни сдают экзамены, другие проверяют написанное первыми. Я с 2008 года работаю экспертом по проверке экзаменационных работ. Много это или мало — не знаю, но за это время форма экзамена претерпела некоторые изменения, да и название стало другим. ГИА, ОГЭ, ГВЭ — честно говоря, даже не вникала. Суть осталась той же — это итоговая аттестация девятиклассников.

Этот год не предвещал ничего хорошего: если раньше ученики могли выбрать, в какой форме сдавать экзамен (новой или традиционной), то сейчас уже нет возможности выбирать. ВСЕ  девятиклассники стройными рядами идут писать работу, состоящую из трех частей (сжатое изложение, тест, сочинение на лингвистическую тему). Поэтому, зная, что в этом году экзамен будут сдавать очень разные дети (кто-то еле-еле с двойки на тройку перекатывается, у кого-то сложности с русским языком, потому что он не родной, кто-то, напротив, обладает удивительным языковым чутьем или просто привык трудиться), приготовилась к тяжелой проверке.

Однако не так страшен черт, как его малюют. Конечно, были разные работы: и те, где есть только изложение (ну не дружит ученик с написанием лингвистического сочинения), и те, где есть только сочинение (может, ребенок не аудиал, а визуал), и с нулями за грамотность (что тоже вполне понятно), и те, где ученик не приступил ни к одному из видов заданий (увы, ему грозит пересдача, поэтому это плохой пример для подражания), но в целом впечатление вполне благоприятное. Там, где ученик писал сочинение и изложение, были работы, получившие высшие баллы!

Можно по-разному относиться к такой форме экзамена, критиковать содержание текстов или фраз, по которым детям нужно писать сочинение на лингвистическую тему, но я точно знаю: в том виде, в каком экзамен существует на сегодняшний день, сдать его реально. И многое зависит не только от педагогов (поверьте, учителя прикладывают максимальные усилия, чтобы помочь своим детям), но и от самих детей. Один Открытый банк заданий, из которого потом формируются КИМы, чего стоит! А уж сколько образовательных ресурсов в помощь ученикам! Дело за малым — пойти и прорешать задания, прочитать и послушать тексты.

Но вернусь к нынешнему экзамену: хотя в целом работы состоялись, в некоторых из них все же были перлы, да такие, что невольно напрашивался вопрос: а писавший вообще читал то, что написал?

Так в стане писателей прибавилось несколько новых имен: например, Ш.Э. Юрьевич,  Ю.Э. Шум,        Э. Шимой, По. Э. Шиму,  Э. Шиму или попросту драматург Эдуард Шима Юрьевич (в действительности Эдуард Шим), а еще В. А. Солоухина, написавшая «удивительное произведение «Эпитеты — одежда слов» (на самом деле это он и его высказывание).

И конечно же, дети проявляли удивительные способности логически мыслить, строить свои высказывания и делать выводы. Большинство работ, которые я проверяла, были написаны по высказыванию  М.Ю. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного природоведения через его речевую ткань». Чего только не вытворялось с этой «речевой тканью»!

Авторская речь сохранена полностью! Курсив мой. 

... через речевую ткань писателя читатель способен наиболее глубоко погрузиться в то или иное произведение...

... и нам хочется через речевую обычную ткань узнать, что де будет дальше...

Правильно составленный автором произведения образ героя и переданный нам через речевую ткань, помогает понять читателю всю картину произведения...

Все зависит от красноречивости фраз.

Речевая ткань — это прежде всего стиль предложения и если ее нет, то предложение будет без стиля, а если оно без стиля, значит им не проникнуться и не проникнуть в мир его образов... (да уж! предложение без стиля почти как человек...)

... должен автор дать нам понять всю суть речевой ткани... автор использует речевую ткань в слове «кинулись»...

...читатели читая ту или иную вещь углубляются в написанное столь сильно что чувствуют буквально все что происходит в тексте, что текст чувствуется.

...читатель проникает в мир произведения только когда пробъёт (наверное, как стенобитное орудие) его речевую ткань...

...такое лексическое явление как определение выраженное эпитетом «закаменевшим»...

...когда читаешь произведение с выдержанной (выдерживать года 3-4) речевой тканью, то можно мысленно представить о прочитанном...

...разборка в речи героев (помните лихие 90-е?) и прочих персонажей крайне важна в составлении как психологического, так и внешнего портрета, а так же в составлении характеристики...

В тексте Э. Шиму присудствует предложение, в котором можно раскрыть тему лингвиста М.Н. Кожиной. 

В художественном произведении огромную роль для нас играет речевая ткань автора...

...украшают речь, делают ее литературней, изысканей...

Таким образом, в этом рассказе мы можем глубже увидеть картины, которые раскрываются в этом рассказе... 

Автор использует в написании устную и письменную речь...

Художественный стиль - это наука, которая описывает природу, людей, животных.

В русский язык многие слова приехали из разных стран и городов... 

Если эта речевая ткань «мягкая», «приятная», то читатель может проникнуть в мир образов произведения гораздо легче, чем если бы эта ткань была «грубой», «твердой»...

Во вторых, автор использует множество речевых знаков, с помощью которых можно  прочувствовать дух детей...  (Вот честно пыталась понять, как это, но тщетно...)

Ведь у каждого человека есть фантазия то есть он умеет представлять. Значит и в рассказах он бывал и переживал все то, что переживает главный герой. 

Это и объясняет нам эмоции, внешний вид  и вообще профиль героя... (Интересно это из каких соцсетей профиль?)

А еще был ряд фраз, которые я условно назвала лирическими

У человека с большим словарным запасом большая и чистая душа. (А вы проверили, каков ваш пассивный словарный запас? Если нет - вам сюда!)

Как обратиться к понравившимусю человеку? 

... это очень красивое сравнение, оно так завораживает подсознание... (А сознание, вероятно, затуманивается...)

Доверие которое раскрывается в нас всегда больше любви...

Любовь — это безграничие двух друг друг. 

Ведь у подростков две личные цели — реализация себя и любовь с пониманием. 

Юношеская судьба о любви — это мечта взаимопонимания между двух людей. 

Подбородок Жеки не издавал никаких движений... (Так и представляю эту душераздирающую картину...)

Мальчик запирается в себе.

...вспыльчатый характер...

Он задумался и в своих размышлениях принял растеряный вид...

...трудно размышляемые личные вопросы...

У каждого есть волнение, влечение от любви. 

Любовь включает дружелюбное отношение. 

Мы слышим чувства. 

Многие подростки выражают любовь к собеседницам, тем самым показывая, что они им не безразличны. 

Тема сочинения: «Проникновение читателя в речевую ткань».

Мечта закладывается в человека с самого детства, но своевременно меняеться. 

И напоследок... +Елена Воронина у себя в блоге уже размещала ролик на злобу дня, я же перечислю варианты слова «юношеский», которые мне довелось увидеть за эти дни: юношеССкая, юношская, юнЕшеская, юношеВская, юнЬшеская, юношАская, юноВшество.

Зато теперь я точно знаю, какое слово в следующем году мои пятиклассники будут писать первым в словарном диктанте! :) 

А впереди последний день проверки, сдача экзамена теми, кто по каким-то причинам не смог 6 июня, и пересдача для тех, кто не перешел порог. Так что продолжение следует...

6 комментариев:

  1. Спасибо, Ириша, за бережно собранный фразы! Пойду ссылочку дам у себя на твой пост.

    P.S. Продолжения лучше бы не последовало...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста!

      Ох, Лена, и мне бы хотелось, чтобы продолжения не было, но... Поживем - увидим.

      Удалить
  2. Порадовали, тёзка. Улыбнуло) А то сегодня весь день некрологи русскому языку в связи с провальной сдачей ЕГЭ в стране.
    Для себя запомнила:
    "Любовь — это безграничие двух друг друг. ")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, рада, что понравилось. Правда, уж лучше бы таких ляпов было бы поменьше :)

      Удалить
  3. Ирина, отписала нечто подобное, только про мигрирующее изложение по тексту Пескова. Дети "порадовали" в этом году. А так же еще раз убедилась в незнании современных детей чиновниками, выбирающими тексты для изложений. Заходите: http://kopilka-opita.blogspot.ru/2014/06/blog-post_10.html

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...